Нехимические зависимости у детей и подростков.
+74956490002
8 (495) 649-00-02 круглосуточно

Нехимические зависимости у детей и подростков.

В современном мире, где технологический прогресс открывает безграничные возможности, возникают и новые вызовы для психического здоровья, особенно у детей и подростков. Одним из таких вызовов являются нехимические, или поведенческие, зависимости, которые в последнее время привлекают все большее внимание специалистов. В медицинском смысле, аддикция - это навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, которая сопровождается ростом толерантности, а также выраженными физиологическими и психологическими симптомами. В отличие от химических зависимостей, где объектом является психоактивное вещество, в данном случае зависимость формируется от определенного поведенческого паттерна.

Для всестороннего понимания природы таких состояний исследователи выделили шесть универсальных компонентов, применимых ко всем видам аддикций. Первый компонент - «сверхценность» - означает, что зависимая деятельность становится доминирующей в жизни человека, вытесняя все остальные интересы. Второй - «изменение настроения» - отражает, что эмоциональное состояние напрямую зависит от вовлеченности в аддиктивное поведение. Третий - «рост толерантности» - проявляется в необходимости увеличивать время или интенсивность активности, чтобы достичь того же эффекта, что и раньше. Четвертый - «симптомы отмены» - характеризуется возникновением неприятных ощущений при попытке прекратить или ограничить зависимое поведение. Пятый - «конфликт» - связан с проблемами в отношениях с окружающими и с самим собой, вызванными зависимостью. Наконец, шестой компонент — «рецидив» - указывает на высокую вероятность возвращения к аддиктивному поведению после периода воздержания.

Важность проблемы нехимических зависимостей подтверждается их официальным признанием на международном уровне. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила игровую зависимость в 11-ю Международную классификацию болезней (МКБ-11), присвоив ей код F63.0. Это означает, что игромания - это не просто вредная привычка или хобби, а полноценное заболевание, требующее профессиональной диагностики и лечения. Такой подход позволяет взглянуть на проблему в медицинском контексте, где она перестает быть лишь следствием недостатка воспитания, а рассматривается как серьезное психическое расстройство, вызванное комплексом взаимосвязанных факторов.


Причины возникновения нехимических зависимостей: многоуровневый анализ.

Развитие нехимических зависимостей у детей обусловлено сложным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов. Понимание этих причин является ключом к разработке эффективных методов профилактики и лечения.


Биологические и нейрохимические факторы.

На биологическом уровне центральную роль в формировании аддиктивного поведения играет дофаминовая система мозга, известная как система вознаграждения. Любая деятельность, приносящая удовольствие, вызывает выброс дофамина, что закрепляет поведенческий паттерн и создает желание повторить его. В случае нехимических зависимостей, будь то видеоигры, социальные сети или азартные игры, мозг искусственно стимулируется, вызывая мощный выброс дофамина, который гораздо сильнее и быстрее, чем тот, что можно получить от реальных достижений, например, в учебе или спорте. Со временем мозг адаптируется, и для получения прежнего уровня удовольствия требуется все большая "доза" аддиктивной активности, что является основой роста толерантности, о котором говорилось ранее. Кроме того, исследования указывают на возможность наследственной предрасположенности к зависимому поведению.


Психологические предпосылки.

Психологические особенности подростка играют не менее значимую роль. Одной из основных предпосылок является низкая самооценка, чувство неполноценности и закомплексованность. Такие личностные качества вынуждают подростка искать уход от реальности и создавать в виртуальном мире идеализированную версию самого себя, где он может получить признание и успех, которых ему не хватает в реальной жизни. Зависимость становится примитивным, но доступным способом компенсации негативных эмоций, таких как тревога, депрессия или скука. Ребенок, который не умеет справляться со стрессом, может использовать аддиктивное поведение для того, чтобы «успокоиться» или «развеяться». Другим важным фактором является низкая мотивация к обучению. В некоторых случаях именно плохая успеваемость и отсутствие интереса к школьным занятиям дают подростку большое количество свободного времени, которое он начинает заполнять аддиктивной активностью.


Социальные и семейные факторы.

Семья и социальное окружение являются мощными факторами риска. Дисфункциональные семейные отношения, включая частые ссоры, гиперопеку или, наоборот, недостаток эмоциональной поддержки и заинтересованности родителей, могут стать мощным триггером для развития зависимости. Подросток, сталкивающийся с неблагополучной обстановкой в семье, может бессознательно искать «убежище» в виртуальном мире, где, как ему кажется, все идеально. Взаимоотношения со сверстниками также критически важны в подростковом возрасте. Проблемы с коммуникацией, буллинг или ощущение одиночества могут привести к тому, что подросток будет искать альтернативные формы общения в интернете, где он не видит лица собеседника и чувствует себя более уверенно. Однако этот поиск друзей в сети является парадоксом. Он начинается как попытка решить проблему одиночества, но в итоге приводит к еще большей социальной изоляции. Подросток не развивает реальные навыки общения, и его «друзья» в сети не могут заменить живой человеческий контакт, что замыкает порочный круг и усугубляет зависимость. Таким образом, зависимость от так называемых «киберотношений» начинается как решение, но приводит к усилению исходной проблемы.

Личный пример и отсутствие контроля со стороны родителей играют ключевую роль в профилактике и развитии зависимости. Если родители сами постоянно используют гаджеты, то ожидать другого поведения от ребенка сложно. Отсутствие четких семейных правил, таких как лимиты на время использования гаджетов или «тихие часы» без экранов, создает благоприятную почву для формирования бесконтрольного поведения, которое со временем перерастает в зависимость.


Клинические проявления и симптомы: распознавание тревожных сигналов.

Распознавание симптомов нехимической зависимости зачастую затруднено, поскольку сам подросток утрачивает критическое отношение к своему состоянию. Признаки могут быть как психологическими, так и физиологическими, и проявляться по-разному в зависимости от типа аддикции.


Поведенческие и психологические симптомы.

Основным поведенческим признаком является утрата контроля и смещение приоритетов. Аддиктивная деятельность становится «сверхценной», вытесняя все остальные интересы, включая учебу, хобби, спорт и общение с друзьями. Подросток начинает проводить за гаджетами или другими объектами зависимости все больше времени и часто лжет о своей деятельности, скрывая ее масштабы. Он может пропускать школу или другие занятия, тайно сидеть в интернете по ночам.

Эмоциональные проявления включают раздражительность, тревогу, агрессию или подавленное состояние, которые возникают, когда подросток лишен возможности заниматься своей зависимой деятельностью. Успокоение наступает только при возобновлении активности. Характерно также стремление использовать аддиктивную активность как способ справиться с дистрессом, чувством вины или тревоги. Подростки с зависимостью часто демонстрируют пассивность, лживость, эмоциональную незрелость и склонность к преувеличению проблем, при этом избегая ответственности.


Физиологические проявления.

На физиологическом уровне зависимость проявляется пренебрежением базовыми потребностями: подросток может пропускать приемы пищи, забывать о личной гигиене и нарушать режим сна. Также могут возникать специфические жалобы, такие как головные боли, воспаление глаз, боли в запястье из-за длительной работы с мышкой или гаджетами. В некоторых случаях наблюдаются вегетативные расстройства, включая повышенную потливость, нарушения сердечного ритма или изменения артериального давления.


Клинические формы интернет-зависимости.

Выделено несколько клинических форм интернет-зависимости, которые имеют свои особенности.

Эти формы могут сочетаться и взаимно усиливать друг друга, создавая сложную клиническую картину, требующую индивидуализированного подхода к терапии.


Современные подходы к лечению: комплексная терапия.

Лечение нехимических зависимостей у детей и подростков - многоэтапный, комплексный процесс, который не ограничивается лишь одним методом. Он требует слаженной работы специалистов и активного участия семьи.


Этапы лечения.

Терапевтический процесс традиционно разделяется на несколько ключевых этапов. Первый этап - диагностика и мотивация, на котором специалист определяет степень тяжести зависимости и, что особенно важно, работает с пациентом над формированием желания преодолеть проблему. Второй этап - непосредственно терапия, которая может включать психотерапевтические и медикаментозные методы. Третий, долгосрочный этап - профилактика рецидивов, направленная на поддержание достигнутого прогресса.


Психотерапевтические методы.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) считается краеугольным камнем в лечении поведенческих зависимостей. Этот подход основан на понимании взаимосвязи между мыслями, эмоциями и поведением. КПТ учит пациента распознавать и изменять негативные, искаженные мысли и дезадаптивные поведенческие паттерны, которые приводят к зависимости. Специалист объясняет пациенту механизм зависимости на примере простой схемы: «триггер» – «мысль» – «тяга» – «действие». Например, конфликт в семье (триггер) может вызвать мысль («я никому не нужен»), которая порождает тягу к уходу в игру («пойду поиграю, там я хороший»), что приводит к аддиктивному поведению. Задача терапии - научить подростка распознавать эти триггеры и мысли, чтобы он мог выбрать здоровую поведенческую стратегию вместо того, чтобы поддаться тяге. Таким образом, вместо того чтобы просто запрещать, терапия дает инструменты для самостоятельного контроля над ситуацией.

Не менее важным методом является семейная психотерапия. Она помогает восстановить доверие и укрепить эмоциональную поддержку в семье, что критически важно для выздоровления подростка. На индивидуальных сеансах могут использоваться и другие методы, например, гипноз, с помощью которого врач может внушать пациенту равнодушие к виртуальной активности и критическое отношение к зависимости.


Фармакотерапия.

Медикаментозная поддержка назначается психиатром и применяется не для лечения самой зависимости, а для коррекции сопутствующих психических состояний, таких как депрессия, тревожность, нарушения сна или психомоторное возбуждение. Лекарственные препараты помогают стабилизировать психоэмоциональное состояние пациента, что делает психотерапию более эффективной. Фармакотерапия в условиях клиники «Возрождение» всегда назначается строго индивидуально и с учетом всех особенностей клинического случая.


Достигаемые результаты и профилактика: путь к новой жизни.

Успешное лечение нехимической зависимости позволяет достичь значительных результатов, восстанавливая утраченный контроль над жизнью подростка. Ключевыми достижениями являются восстановление контроля над временем, повышение самооценки и развитие навыков саморегуляции. Подросток заново обретает интерес к реальным занятиям, таким как спорт, учеба и творчество, а также возвращается к полноценному общению с семьей и сверстниками.


Роль родителей в профилактике и лечении.

Профилактика рецидивов и поддержание достигнутых результатов является не менее важным этапом, чем само лечение. Здесь решающую роль играет семья, которая может быть как источником проблемы, так и ключом к ее решению. Материалы исследований ясно указывают, что семейные проблемы часто являются первопричиной формирования аддикций. Однако личный пример, вовлеченность и эмоциональная поддержка со стороны родителей являются самыми эффективными инструментами для преодоления зависимости и ее профилактики.

Родителям необходимо:


Как бороться с нехимической зависимостью у ребенка?

Нехимические зависимости у детей и подростков - это серьезное медицинское состояние, которое требует своевременной диагностики и комплексного лечения. Это не просто вопрос силы воли или плохих привычек, а сложное расстройство, вызванное взаимодействием нейробиологических, психологических и социальных факторов. Эффективная терапия должна быть направлена не только на прекращение аддиктивного поведения, но и на устранение его первопричин.

Путь к выздоровлению лежит через профессиональную помощь, включающую психотерапию и, при необходимости, медикаментозное лечение, а также активное и осознанное участие родителей. Семья, которая изначально могла быть источником проблемы, может стать и основным ресурсом для ее решения. Сосредоточение на построении здоровых, доверительных отношений, создании альтернативных интересов и обучении навыкам, необходимым для полноценной жизни в реальном мире, является залогом успешной профилактики и устойчивого выздоровления.

Вопрос подростковому наркологу:

  • Здравствуйте, я нашла у сына пакетик с черными зернами, оказалось, что это насвай, прочитала в интернете

    об этом наркотическом средстве и пришла в ужас!! Подскажите, что делать. Он уже давно его принимает и сам не справится, у него были попытки его бросить, но он не смог и врал мне что бросил, а я снова нашла этот злощастный пакетик! Помогите, посоветуйте, что делать. Я уже предложила ему обратиться за помощью к Вам в клинику, не знаю, обещал записаться.

    Вопрос 02.06.2024

    Здравствуйте. Насвай по своему составу является смесью измельченного табачного листа со вспомогательными веществами (придающими форму и обеспечивающими всасывание в ротовой полости). Соответственно, зависимость, возникающая при регулярном употреблении насвая, аналогична никотиновой зависимости при табакокурении и решением проблемы является курс стационарного лечения с проработкой причин зависимого поведения с наркологом и психологом.

    ... подробнее
  • Здравствуйте! Мой сын наркоман. Хочу рассчитать примерную стоимость лечения, а именно УБОД и кодирование.

    Можно ли к Вам приехать без предварительного звонка?

    Вопрос 17.05.2024

    Здравствуйте.

    Стоимость УБОД = 50000 руб.

    Стоимость минимального курса лечения в стационаре клиники (4 дня по 14000 руб/сут.) = 56000 руб.

    Подробнее на странице Стоимость лечения.

    По "кодированию" - этот термин к лечению наркомании не употребим.

    После УБОД пациента готовят к имплантации опиатных блокаторов (стоимость зависит от препарата) или к реабилитации в условиях реабилитационного центра клиники (последний вариант предпочтительнее - существенно выше процент длительных ремиссий).

    Подробнее Вы можете получить информацию по телефону: 8 (495) 649-00-02.

    Приехать без предварительной записи (без телефонного звонка) в клинику Вы можете ежедневно с 9 до 20 ч. (по записи прием ведется круглосуточно). Запись на прием и/или госпитализацию по телефону - ежедневно, круглосуточно.

    ... подробнее
  • Добрый день! Я подозреваю свою дочь ей 16 лет, в употреблении курительных смесей. Она конечно не признается

    , но все факторы и поведение показывают на это. Прочитала, что самый эффективный анализ делают по волосам. Можно ли его сделать у вас (стоимость?),чтобы точно узнать, нужно лечение или нет. И сколько нужно будет времени на минимальное лечение и сколько стоит, вместе со всеми анализами. Спасибо.

    Вопрос 05.04.2024

    Здравствуйте. Вы задали достаточно обширный вопрос. В клинике "Возрождение" выполняются все необходимые виды лабораторных и инструментальных исследований для диагностики зависимостей. Однако для верификации диагноза в наркологии решающее значение имеют не данные анализов (анализ будет положительным и при однократном употреблении вещества накануне исследования). Для нарколога определяющим фактором служит наличие признаков зависимости в поведении и мышлении пациента, поэтому, прежде всего для решения вопроса о необходимости лечения необходима очная консультация специалиста.

    ... подробнее
Все вопросы подростковому наркологу