Депрессивные расстройства у детей и подростков.
Клиническая картина депрессивных расстройств у детей и подростков может отличаться от симптомов, наблюдаемых у взрослых. Наиболее характерны постоянная грусть, раздражительность, отказ от социальной деятельности, изменения аппетита и режима сна, недостаток энергии, трудности с концентрацией внимания, физические жалобы (например, головные боли или боли в животе), а также мысли о членовредительстве или самоубийстве. Перечисленные симптомы в некоторых случаях могут быть ошибочно расценены как нормальные перепады настроения или типичное подростковое поведение. Специалисты в области психического здоровья используют комбинацию интервью, анкет и наблюдений для оценки тяжести и продолжительности симптомов.
Решающее значение для эффективной помощи детям и подросткам с депрессивными расстройствами играет психотерапия, основанная на фактических данных, такая как когнитивно-поведенческая терапия. КПТ помогает выявлять и изменять негативные модели мышления у ребёнка, разрабатывать стратегии преодоления трудностей и улучшать навыки решения проблем. В некоторых случаях могут быть полезны другие формы терапии, такие как межличностная терапия (ИПТ) или семейная терапия. Создание благоприятной и заботливой среды, атмосферы открытого общения, оказание эмоциональной поддержки и вовлечение членов семьи в процесс лечения способствуют скорейшему выздоровлению ребёнка.
Регулярные физические упражнения, сбалансированное питание и достаточный сон являются важными факторами в лечении депрессивных расстройств. Поощрение здоровых привычек и участие в деятельности, способствующей социальному взаимодействию и положительному опыту, могут улучшить настроение и общее самочувствие ребёнка.
В тяжелых или резистентных к лечению случаях врач-психиатр решает вопрос о возможности назначения антидепрессантов, первой линией терапии как правило являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Подбор препарата и дозировок рекомендуется проводить в стационарных условиях для адекватного контроля приёма лекарства, оценки эффективности терапии и мониторинга возможных побочных эффектов.
После курса лечения депрессивных расстройств необходима реализация комплекса профилактических мер, таких как: развитие у ребёнка здоровых механизмов преодоления трудностей, создание благоприятной среды в семье и в детском коллективе, снижение факторов стресса.