Самоповреждающее и суицидальное поведение у детей и подростков.
Аутоагрессия и суицидальное поведение среди детей и подростков представляют собой серьезную проблему, требующую немедленного внимания. Такое тревожное поведение может быть вызвано различными факторами, в том числе проблемами психического здоровья, эмоциональным стрессом, давлением со стороны сверстников или жестоким обращением в прошлом. Крайне важно, чтобы родители, своевременно распознали признаки такого психического нарушения и обеспечили адекватную поддержку и своевременное терапевтическое вмешательство.
Признаки членовредительства и суицидального поведения в детском и подростковом возрасте могут служить необъяснимые травмы, частая самоизоляция ребёнка, внезапные изменения настроения или поведения, отказ от повседневной деятельности, выражение чувства безнадежности или никчемности, разговоры о смерти и умирании. Эти знаки ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку они могут указывать на крик о помощи. Особенно внимательно необходимо относиться к подобным проявлениям при наличии факторов риска: расстройства психического здоровья (например, депрессия, тревога или пограничное расстройство личности), издевательство над ребёнком в детском коллективе или в семье, злоупотребление психоактивными веществами, недавнее психотравмирующее событие, семейный анамнез членовредительства или самоубийства.
Своевременное обращение к специалисту в области психического здоровья поможет провести тщательную оценку состояния ребёнка, поставить диагноз и разработать адекватный план лечения, включающий как правило психотерапию, создание системы поддержки ребенка в процессе восстановления, и, при необходимости, дополняемой медикаментозной терапией.
Различные формы психотерапии, в том числе когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) и психодинамическая терапия, могут помочь молодым людям приобрести навыки преодоления трудностей, эмоциональной регуляции и способности решать проблемы. Сеансы терапии могут быть направлены на выявление триггеров, развитие здоровых механизмов преодоления трудностей и повышение самооценки. Вовлечение семьи в процесс лечения имеет решающее значение. Семейная терапия направлена на улучшение общения, уменьшение конфликтов и улучшение систем поддержки семьи. Создание безопасной и благоприятной обстановки дома может существенно помочь процессу выздоровления. Воспитание у ребёнка чувства принадлежности и развитие позитивных отношений может помочь уменьшить ощущение изоляции и улучшить общее самочувствие.
Отдельное внимание необходимо уделить разработке так называемого «плана безопасности», это имеет важное значение для управления кризисной ситуацией. Этот план должен включать в себя определение круга доверенных лиц, разработку стратегий выживания, прекращение доступа к смертоносным средствам и обеспечение доступности контактной информации для экстренных случаев.
Антидепрессанты и анксиолитики могут быть назначены врачом-психиатром в случае необходимости для коррекции психических расстройств, спровоцировавших аутоагрессию. Фармакотерапию целесообразно проводить в условиях детского психиатрического стационара для адекватного подбора препарата и эффективной дозировки, а также для избежания возможных побочных эффектов и некорректного применения медикаментов.